ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

   Ныне считается, что история русской литературы открывается «Словом о законе и благодати» митрополита Илариона (ХI в.). Однако, ещё в 1970-1980-е годы, хотя учебники «Истории древнерусской литературы» называли и более ранние памятники Древней Руси: «Сказание о распространении христианства на Руси» (название условное), «Древнейшая русская летопись» (до 1037 г.; до 1044 г.; название условное), которые не сохранились как самостоятельные произведения, а вошли в состав более поздних летописных сводов, - хрестоматии древнерусской литературы открывались «Повестью временных лет» (1113). Сейчас предполагается, что «Слово о законе и благодати» могло быть произнесено в Софии киевской в 1037 г., во время освящения собора; в 1043 г., когда Ярослав Мудрый отправлял своего сына Владимира в поход на Царьград. Крайняя дата – 1050. «Слово…» было не только прекрасным литературным памятником, но и историческим, политическим, патриотическим памятником письменности Руси ХI века. Здесь впервые зафиксировано (как уже привычное) словосочетание “русский народ”, наряду с обычным тогда словосочетанием «Русская земля». Кроме того, Иларион противопоставил ветхозаветных законников людям христианского нового мира, которые получили благодать Божию. Проводилась также мысль: если христиане все равны, то новые члены христианского сообщества (Русь), ничуть не подчинённее кому бы то ни было, чем принявшая христианство раньше Византия. Русь самостоятельно решила перейти в христианство (а не в кабалу) и не должна зависеть от старших христианских государств (Византии). Разъясняя роль князя Владимира в крещении Руси, Иларион подчеркивал, что Византии легче было объединить народы, уже принявшие христианство, чем князю Владимиру христианизировать нехристианскую Русь, державшуюся за отеческих Богов. Митрополит Иларион выражал радость не просто церковника, ограничивающегося интересами христианства, но был выразителем национальной гордости и государственных интересов русского народа. Может в силу этого в 1051 г. собором архиереев, но по воле Ярослава Мудрого, он был поставлен на метрополию без всякого «разрешения» Византии. Он стал, хотя и ненадолго, первым русским митрополитом Киевским.

   Пятый том русской энциклопедии «Русская литература» (1104 стр.; гл.редактор О.А.Платонов) необычен тем, что в энциклопедической форме (в виде статей от «А» до «Я») содержит сведения о русских писателях (и явлениях русской литературы) с древнейших времен до наших дней. Причем, предпочтение отдается именно русским (а не русскоязычным) писателям как выразителям национального и (за эти 1000 лет) православного мировоззрения народа, что само собой сосредотачивает пользователей энциклопедии на главных направлениях национального самопознания создателей такого уникума мировой культуры как русская литература.

   Многое для понимания древнерусского характера открывает «Поучение Владимира Мономаха» (XII в.), первое русское христианское сочинение, написанное светским человеком, это также первая в нашей истории настоящая, очень подробная автобиография. В «Поучении…» перед нами разворачивается идеальная картина христианского благочестия, где главные добродетели монарха – справедливость, попечение о слабых, вера в Бога. Как государь, Владимир Мономах отстаивает идею единства Руси.

   Много новизны в статьях энциклопедии, посвящёных царям и священнослужителям, заботившимся об устройстве русской духовности, нравственности, культуры. Ещё недавно, в советские годы, было бы странным увидеть в печати интерес к таким, жившим одновременно, талантливым писателям, как царь Алексей Михайлович и протопоп Аввакум – лидер, как бы сейчас сказали, оппозиции (староверов), - ибо и цари, и староверы одинаково низвергались коммунистами в бездну забвения.

   М.Лобанов пишет: «Аввакум – не писатель в общепринятом «профессиональном» значении слова, писательство для него – необходимое средство борьбы. «По нужде ворчу, - писал он, - понеже, докучают. А как бы не спрашивали, я бы и молчал больше». Но в этом «ворчании» - какой художник слова! Какое богатство жизненно-психологических связей протопопа с миром… И совершенно уникальный, «природно русский», разговорный народный язык…».

   Помещены в этот том сведения о житийных сочинениях, авторы не всех из них были известны. Это жития: Александра Невского, Алексея, человека Божия, Анны Кашинской, Леонтия Ростовского, Михаила Клопского, Михаила Тверского, Сергия Радонежского и др. Ценность житий в том, что они одновременно и литературные произведения и документально-исторические.

   Справедливо считается, что создателем русской литературы (в том числе; и во многом важном) считается и тот, кто пешком пришел с Севера для создания Московского университета – М.В.Ломоносов, усовершенствовавший российский ритмический стих с помощью ямба, придавший русскому стиху невиданную энергию, звучность, полётистость. О русском стихе и стихотворцах вы найдете в энциклопедии немало интересного. В частности и статью «Россия в русской поэзии».

   Литература XVIII – XIX веков – наиболее освещённый период истории русской литературы, поэтому мы здесь даже не начинаем анализировать множество замечательных статей о классиках. Но и в известный материал энциклопедия вносит иногда необходимые справедливые акценты (см. например, статьи «Арзамас», «Шевырёв» и др.) или новые подробности. Включены в этот том и герои русского фольклора.

   Много здесь исторических имен, которые для нас новы, или известное – внове – преподносит нам том «Русская литература». Это военачальник Краснов П.Н., поэты и писатели Одовцева И.В., Булацель П.Ф., Солоневич И.Л., Нилус С.А., Жевахов Н.Д., Пикуль В.С., Климов Г.П., Шергин Б.В., Волков О.В., Ивин И.С., Ефремов И.А., Клычков С.А., Клюев Н.А., Богатырёв П.Г., Селезнёв Ю.И., Сафонов Э.И., Викулов С.В., Кузнецов Ю.П., Кожинов В.В., Глушкова Т.М., Богомолов В.О., Бегунов Ю.К., Семанов С.Н., Куняев С.Ю., Лобанов М.П., Палиевский П.В., Галактионова В.Г., Бондаренко В.Г., Ганичев В.Н., Бородин Л.И., Жуков А.Н., Карташёва Н.В. и многие другие. Каждое имя – целый мир, каждое имя – частичка истории русской литературы.

   В этом томе немало и наших земляков, родившихся или живших в Саратове: Алексеев М.Н., Жукова М.С., Голицыны М.Г и В.В., Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, Кайсаров А.С., Лебедев П.Ф., Орешин П.В., Пасхалова-Мордовцева А.Н., Передреев А.К., Порецкий А.У., Скафтымов А.П., Скопин Н.Г., Ступин Г.Л., Цыганов Н.Г., Шевырёв С.П. и др.

   В том помещена статья о «Книге русской скорби» – памятнике жертв революционного террора.

   Невозможно даже перечислить всего богатства и разнообразия художественного и информационного содержания необычного тома «Русская литература». Всё надо читать и читать.

   В этой серии вышли уже 4 тома, последний, перед «Русской литературой», – «Русское мировоззрение», следующим выходит том «Русская этнография». Знания всегда были необыкновенно привлекательны для пытливых людей. Следите за выпусками-томами Большой энциклопедии русского народа.






Другие статьистрелка