А.С. Кайсаров - забытый герой ранепушкинской эпохи

Андрей Сергеевич Кайсаров вышел из древнего рода русских и, как это часто встречается на Волге, несколько притатаренных дворян. Трудно сказать, почему к роду этому прилипло прозвище Кайсаров (то есть кесарев, царев; относящийся к царю, вождю, кесарю). То ли наиболее древние предки принадлежали к царствовавшему некогда татарскому роду (кесарям, кайсарам), то ли служили ему и считались царскими (кесаревыми, кайсаровыми) людьми. Однако при получении русского дворянства Кайсаровы были вписаны в шестую часть дворянской родословной книги Ярославской губернии, куда вносили нетитулованных, то есть довольно среднего достатка и знатности, как правило, личными заслугами и верной службой добившихся дворянства людей. Не позднее пятнадцатого века предок Кайсаровых по отцов- ской линии – выходец из Золотой Орды – вдруг, по неизвестным причинам, оценил преимущества службы русским царям (может и женат был на русской), решив остаться в России. Он принял христианство и известен под христианским именем Григорий.

Вероятно, в семье, как и во всей России, шла борьба за древ- ние национальные традиции: совершенно христианизироваться семье в первом поколении не удавалось. Из пятерых сыновей Григория Кайсарова только двое: первый (Битюг) и пятый (национальное имя до нас не дошло) известны под одним христианским именем Иван. Другие три сына упрямо носили дохристианские – Ротай, Бедырь, Порхач. Четверо первых сыновей Григория исчезли из поля зрения историков. Род Кайсаровых ведется от младшего – Ивана. Но и его дети ещё носили двойные имена: Булгака-Стефан, Темир-Стефан, Никифор Бражник.

В дворянство род возведен в 1619 году при царе Михайле Федоровиче «за московское сидение в приход королевича Владислава под столицу», то есть за охрану столицы от поляков в десятые годы семнадцатого века. Предки Кайсарова во время польской интервенции были сподвижниками Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина. В семнадцатом веке Кайсаровы получили за службу первые поместья и вотчины. Они имели земли в Ярославской, Владимирской, Саратовской, Пензенской, Нижегородской, Тамбовской, Рязанской губерниях. При правнуке Темир-Стефана Кайсарова – Андрее Ефимьеви- че Кайсарове эта ветвь дворянства разделилась на Ярославскую и Владимирскую. Хотя родня часто жила бок о бок друг с другом (как, например, в Саратовской и Рязанской губерниях), эти ветви уже считались дальними родственниками.

Андрей Ефимьевич был дедом отца нашего героя – секунд- майора Сергея Андреевича Кайсарова. Годы жизни последнего неизвестны. Умер (или, может бить, погиб; все говорит о том, что он ушел из жизни внезапно, в расцвете сил) Сергей Андреевич предположительно в 1783 году, в год рождения последнего сына (когда Андрею было больше года). В «Ревизской сказке», хранящейся в Саратовском областном архиве, есть запись о крестьянах: «Переведены в 1783 году из Резанского наместничества Ряжского округа села Рясныя Поляны, Нагайское тож, дворовые люди, кои достались по наследству после покойного отца их – секунд-майора Сергея Андреевича Кайсарова».

Вдова, только что родившая последнего сына (Паисия в 1783 г.) и потерявшая любимого мужа, не могла сразу заниматься делами и некоторое время не переводила имения на свое имя. Поэтому в хранящемся в Тамбовском областном архиве документе 1785 года – «Ведомости о числе состоящих по городам Тамбовской губернии за помещиками разного звания владельцами по 4 ревизии дворовых крестьян мужского пола» указан ещё Кайсаров Сергей Андреев сын, секунд-майор, владеющий имением в селе Никольском, что на Малом Ломовисе. Число крестьян в ведомости – 490. А вот уже в «Алфавитном списке о дворянах Моршанской округи, полученном 12 августа 1788 года», значится Наталья Васильева, вдова Кайсарова, 29 лет. И даны крестьяне (мужского пола), «купленные мужем ее и ее детям достались по наследству: мужа – 490; жены – 505 Моршанской округи в селе Никольским, что на Малом Ломовисе».

И дед Андрея Сергеевича – Андрей Михайлович Кайсаров, бывший гвардии капитаном, и отец – секунд-майор, и большинство из рода Кайсаровых, имевших в семьях всегда по три-пять сыно- вей, – были военными. Некоторые из них поднимались до чинов полковничьих и генеральских. Может быть поэтому детей записывали сызмала в полки, таким образом заранее определяя судьбу будущего потомства. Служение – призвание и отличительная черта фамилии Кайсаровых. Служить в этом роду считалось священной обязанностью мужчин, долгом, который нужно вечно отдавать царю и отечеству. Службу находили важнейшим поприщем для проявления личных способностей, выявления гражданских достоинств, снискания уважения в обществе, достижения карьеры (в лучшем смысле этого слова); а также – источником дохода семьи, во все времена бывшего средним, а то и чуть ниже среднего дворянского уровня.