За все добро расплатимся добром

Слово романс пришло к нам через Францию из Испании. Первоначально это песня, исполняемая на романском (испанском) языке в противовес церковным латинским песнопениям, что фактически означало: «светская» песня. Именно в значении «светская городская лирическая песня» (а не испанская, романская) слово и распространилось по миру.

Романс имеет двойственную природу – музыкально-поэтическую. В верхнем его слое окончательное художественное оформление, желанная нарядность в целом зависит от исполнителя, таким образом можно говорить даже о тройственной природе романса.

Русский романс исторически развивался двумя путями.

Классический, или камерный романс – небольшое сложное произведение вокальной лирики разнообразной тематики, где ведущая роль принадлежит музыке. В музыкальном понимании это пьеса для голоса с инструментальным сопровождением.

В создании романсов участвовали титаны музыкального творчества, чьи имена ныне общеизвестны: М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский, М.А.Балакирев, А.П.Бородин, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов. В этой области плодотворно работали, может быть менее известные фундаментальными трудами, но весьма любимые народом как создатели романсов: А.Е.Варламов (около 200 песен и романсов), А.Н.Верстовский, А.А.Алябьев, А.А.Гурилёв, Э.Ф.Направник, Н.А.Титов, которого называли «дедушкой» русского романса, Н.А.Соколов, В.Соколов, цыганские композиторы и певцы И.Васильев, А.Давыдов. И малоизвестные, но имевшие свои удачи в музыке Павел и Пётр Булаховы, К.Вильбоа, К.Давыдов, С.Дондауров, Ю.Лютш, Г.Лишин, В.Пасхалов, А.Аренский, десятки других.

О музыкальной природе романса написано много, видимо, по той «законной» причине, что без музыки романса просто не существовало бы, хотя имелось романсовое стихотворение. Тем не менее, именно стихотворение давало повод сочинять музыку, а не наоборот. Роль поэтического слова в структуре жанра высока и неоспорима. Поэтому, чтобы постичь суть романса, надо изучить именно стихотворную его первооснову. Городской, или бытовой романс – небольшое произведение вокальной лирики (преимущественно любовной тематики) полуфольклорного характера: авторское по способу создания и фольклорное по способу бытования в городской среде. Ведущая роль принадлежит тематике и поэтическому слову, тяготеющему, с одной стороны, к экспрессивности и поиску новых, более сильных средств выражения, с другой, - к традиционности лексики и основных жанровы

Два пути русского романса определились лишь к середине девятнадцатого века, вначале романс о них не догадывался.

В России слово романс появилось в восемнадцатом веке с приездом европейских певцов, затем тематика романса, а позже и слово перекочевало в арсенал поэтических средств русских авторов. Уже песни А.П.Сумарокова «Летите, мои вздохи, вы к той, кого люблю…» (1755), «Чем тебя я оскорбила…» (1770) и другие в нашем современном понимании тематически являются романсами, так же как песня И.И.Дмитриева «Ах, когда б я прежде знала…» (1792). И.И.Долгорукий написал большинство романсов в 1790-е годы. Г.А.Хованский некоторые из своих песен («Намедни, в рощице гуляя…», 1796; «Лейтесь, слёзы, вы ручьями!..», 1796) уже тогда обозначил входившим в моду словом романс. В конце восемнадцатого века романсовые жанровые признаки были настолько близки поэтам, что они осмеливались называть этим словом свои стихи, делая первые шаги к выделению романса из песни, - его сердечной альма-матер. Однако утверждать, что романс в конце восемнадцатого века был широко распространён, нельзя. Конец восемнадцатого века был переходным временем для романса, зародившегося в недрах явления, называвшегося «российские песни» (в противовес иностранным и переводным), состоявшего из разных видов вокальной лирики, в том числе и бытового романса на слова русских поэтов. Композиторами, сформировавшими характер «российских песен», были Ф.Дубянский и О.Козловский.

Почти во всех собраниях русских песен и романсов раздел «Бытовой романс» начала девятнадцатого века открывается романсами (в частности, «Меня любила ты – я жизнью веселился…», 1806) профессора Московского университета, первого русского критика, учителя Белинского, Лермонтова, основателя Дружеского литературного общества 1801 года Алексея Фёдоровича Мерзлякова. Большую часть романсов Мерзляков написал в подмосковном имении Жодочах, увлечённый хозяйкой имения А.Вельяминовой-Зерновой. Мерзляков шёл от современной народно-песенной культуры. Ему, с одной стороны, было свойственно стремление принарядить народную песню, придать ей сентиментальную мягкость, освободить её от простонародной простодушной грубоватости (романсы такой ориентации потом ушли из памяти публики), с другой стороны, - в его поэзии бытовало истинно народное сознание, неподдающееся фальши даже в самых красивых её вариантах. И те стихи, в которых это мировоззрение преобладало, пережили века (как, например, песня «Среди долины ровныя…»). Музыку к романсам Мерзлякова в основном тогда сочинял Данила Никитич Кашин, преподаватель музыки Московского благородного пансиона, композитор. Романсы Мерзлякова и Кашина были широко известны московской публике тех лет, практически до них романс в России ещё не знал такой популярности. Исполняли эти произведения знаменитая оперная певица (меццо-сопрано) Елизавета Семёновна Сандунова и цыганка Стеша, первая солистка хора крепостных графа Г.Орлова Степанида Сидоровна (Солдатова?), её пением восхищались Пушкин, Гурилёв, Глинка. Сам Мерзляков в кругу друзей нередко брал гитару и пел. По сути, эти четыре талантливых человека своего времени создали первые «опытные» образцы русского романса, пусть в чём-то наивные, кажущиеся нам теперь слишком сентиментальными.