Родина внутри нас

Фамилия Передреев «говорящая». И немало. Происходит от существовавшего в ХVI веке на Руси слова «передорщик», обозначавшего редкую профессию переписчика, а также печатника книг. Это значит, что предки Передреева из века в век, из поколения в поколение были грамотными людьми. Можно предположить, что как многие честно служившие России, они вошли во дворянство. В какое-то неблагоприятное время старшие в роде погибли, малолетние дети были отданы в один из приютов, организованных: еще императрицей, супругой Павла I, в святом миропомазании Марией Федоровной (1759-1828). Она создала в России ряд благотворительных и воспитательных (главным образом дворянских) заведений («Мариинское ведомство»), среди них - мариинские женские гимназии, больницы, приюты. Дворянских детей-сирот, чьи родители рано умерли, погибли в сражениях, стали жертвами эпидемий и проч., воспитывали, обучали в мариинских приютах, после совершеннолетия заботились об их судьбе. Государство безвозмездно выделяло им земли для доброго хозяйствования и кормления. Мария Федоровна, среди прочих, добилась для приютских выпускников земель Мариинской волости Саратовской губернии. Здесь она учредила села по православным именам своих десятерых детей: Константиновка, Михайловка, Марьевка... Центр Мариинской волости - Николаевский Городок основан в 1829 году по распоряжению Николая I. Села быстро обрастали деревнями, такими как Новый Сокур.

Юноши и девушки, переселившись сюда вольными фермерами (как потомки дворянских родов никогда не были крепостными), переженились по взаимной склонности и жили дружно. Они уже не были одиноки и обездолены. Прекрасная земля, окормленная своими новыми поселенцами и любимая ими, воздавала сторицей. Таким же путем сюда, вероятно, попали в ХIХ веке и Передреевы. Здесь, на благодатной почве они прижились; семьи, имевшие до 10 детей, разрослись так, что в бывшем Николаевском городке и в окрестных деревнях их нынче сотни, иные разъехались по области, по России, в Саратове живет немало Передреевых, которые меж собой в родстве. Разумеется, после нескольких поколений, трудившихся на земле, они ощущали себя коренными крестьянами.

Передреевы и в ХХ веке, случалось, переженивались меж собой. Так отец поэта Константин Васильевич (1892-1976), женился на Дарье Федоровне (I898-I979), урожденной Передреевой же. Родство супругов было невосстановимо дальнее, однако, души оказались родными.

Дом деда (по отцу) Василия, где родился поэт, был небольшой, на три окна, печка, сени - как у всех в округе. Накануне вынужденного исхода из родного дома семью поэта (шестого ребенка, которому тогда, в 1933-м, было меньше года) посетил комбедовец-пьяница и стал требовать четверть самогона. Константин Васильевич возмутился: «Где я тебе возьму?! Я же не гоню самогон!» Комбедовец пригрозил, что вскоре придет с уполномоченным и опишет их хозяйство, то есть попросту объявит кулаками (хотя они были крепкими середняками). Константин Васильевич знал, что это не просто угрозы, собрал пожитки и увел семью от беды. Бежали они ночью по степи на железнодорожную станцию.

Относительно деда Василия, двоюродный брат поэта (по отцу) Иван Петрович Передреев (р. 1928), живущий сейчас в Саратове, рассказал, что последними в Новом Сокуре остались с дедом и бабкой (в том самом доме, где родился поэт) его семья с матерью и детьми - мал мала меньше, так как его отец - Петр Васильевич - к тому времени, скончался. Дед, видя, что дело идет к раскулачиванию и расправе, быстро отделил невестку и малолетних внуков, дав им корову и кое-какую живность. Именно животные, а не деньги считались тогда на селе главным богатством. Комбедовцы - как правило, лентяи и пьяницы - неприминули заявиться к деду Василию. Отделенную вдову с детьми (и коровой!) не тронули, а у деда отняли все.